Сегодня многие оптимизаторы, владельцы сайта чувствуют перемены, которые стучаться в их двери. Например, растёт доля мобильных пользователей, вырастает доля использования Google в сравнении с иными поисковыми системами и т.д. Но конкретных цифр у них на руках нет. Нигде не публикуются цифры рейтинга поисковых систем. И оптимизаторы по старинке пытаются оптимизировать под десктоп или Яндекс, хотя сегодня уже совершенно иная ситуация. Давайте посмотрим на конкретные срезы пользователей Рунета и выясним под какие поисковые системы и платформы следует оптимизировать сайт. Приступим.
В исследованиях нам поможет открытая статистика Liveinternet. Поскольку срезы проводятся по одним и тем же сайтам, то общая выборка по Рунету будет достоверной. А так как счетчик, не смотря на его устаревание, стоит на значительном количестве сайтов, то полнота исследования будет достаточной.
Внимание! Данные устарели!
Читайте новое исследование «Статистика поисковых систем 2020 года«
1. Статистика мобильных и десктопных пользователей в 2018 году
Долю мобильных пользователей мы определим как сумма долей пользователей с мобильными операционными системами.
Как мы видим, на май 2018 года доля мобильных посетителей сайтов в Рунете составляет 70,2%. Доля десктопных пользователей — меньше трети от общего числа всех посетителей сайтов Рунета.
На удивление много пользователей яблочной продукции — около 17%, причем большинство из них пользуются телефонами или планшетами — таких более 16%.
Давайте посмотрим динамику такого роста за последние 3 года.
Доля мобильных пользователей Рунета, %- Доля мобильных пользователей
- Доля мобильных пользователей
При сохранении такого же темпа роста 3% в год, доля мобильных пользователей к 2021 году составит уже 80%.
Становится понятным, что уже «вчера» нужно было оптимизировать сайты под мобильные версии, ибо теряется слишком большая доля посетителей при оптимизации только под десктоп.
Поэтому, никак не могу не сказать что моя книга SEO Гуру 2018 становится все более и более актуальной в части оптимизации сайта под мобильных пользователей.
Необходимо отметить, что пользователь одновременно может быть как мобильным, так и десктопным посетителем сайта одновременно, если он в течении дня заходит с разных устройств в Интернет.
2. Статистика использования поисковых систем в 2018 году
Рассмотрим рейтинг поисковых систем в 2018 году. Доля пользователей Яндекса ежегодно падает. Доля пользователей Google — возрастает. Если в Рунете снижение числа пользователей Яндекса достаточно плавное, то в странах ближнего зарубежья, положение для Яндекса — просто катастрофическое.
Итак, рынок поисковых систем на май 2018 года представлен следующим образом.
Как мы видим в Рунете 52,1% пользователей в 2018 году отдают предпочтение Google, и лишь 44,6% — Яндексу. К сожалению, достоверное количество пользователей самых распространенных поисковых систем 2018 года в России мы не определим, так как LI установлена лишь на доли сайтов.
Давайте посмотрим динамику использования поисковых систем с 2015 года.
Динамика поисковых систем Рунета, %- Яндекс
- Google
- Яндекс
Мы видим, в Рунете наблюдается нисходящий тренд для Яндекса и восходящий для Google.
Распределение поисковых систем в Белоруссии выглядит следующим образом:
Как видно, 67,7% пользователей интернета Белоруссии используют Google и лишь 29,1% — Яндекс.
Посмотрим еще одну русскоязычную республику — Казахстан
Положение Google здесь еще более прочное. 79,9% пользователей в Казахстане используют Google и лишь 14,8% — Яндекс.
Рассматривать Украину мы не будем. На Украине Яндекс под запретом и, соответственно, доля Google там стремиться к 90%, а доля самых стойких пользователей Яндекса — менее 10%. Наверняка, у них почтовые ящики на Яндексе и им приходится как-то обходить блокировку.
Итак, становится понятным, что оптимизировать сайты необходимо в первую очередь под Google и по остаточному принципу — под Яндекс. Такое положение будет сохраняться, если только Роскомнадзор не заблокирует сервисы Google полностью (что вполне от них можно ожидать). Поисковая статистика указывает на рост доли Google как в России, так и во всем мире.
Теперь совместим данные первого и второго раздела и построим диаграмму распределения пользователей между Google и Яндекс и одновременно между мобильными и десктопными пользователями.
Распределение пользователей между поисковыми системами и устройствами- Яндекс - мобильный
- Яндекс - десктоп
- Google - мобильный
- Google- десктоп
- Яндекс - мобильный
- Яндекс - десктоп
- Google - мобильный
- Google- десктоп
Как мы видим, наибольшую долю — 36,6% занимает мобильный поиск в Google, а наименьшую — десктопный поиск в Google.
3. Поведенческое и распределение Рунета по используемым браузерам
Выдача в Google будет заведомо лучше любой иной выдачи, хотя бы из-за объема накопленной и обрабатываемой статистики. Если абстрагироваться от мирового поиска, где доля Яндекса ничтожна, а рассмотреть только Рунет, то наличие и популярность собственного браузера у Google дает весомое преимущество перед иными поисковыми системами.
Есть мнение, что гугловский Chrome не передает и не собирает никаких данных о поведенческом. Такие апологеты цифровой безопасности еще остались в природе. Я придерживаюсь иного мнения, что Хром собирает тем или иным способом множество поведенческих данных, что позволяет строить Гуглу более верные модели поведения и улучшает ранжирование.
Вот вам статистика использования браузеров в Рунете на май 2018 года.
Как видно из приведенных данных, Хром используется 60,2% всех пользователей Интернета.
Собираемая статистика должна быть более достаточная для принятия тех или иных решений о поведении пользователей и улучшения ранжирования органической выдачи Google.
Что интересно, в России остались 3 пользователя 3-го Netscape. Кто они? Почему они пользуются им? Не понятно.
Давайте вернемся к поведенческой статистике LI для Рунета.
Число единичных просмотров составляет 26,9% для всего Рунета. Google считает их за отказы, а Яндекс — в зависимости от времени просмотра и/или совершенных действий может посчитать как отказом, так и посещением.
Очень интересно, что средняя глубина просмотра сайта в Рунете довольно велика. Так от 8 до 20 просмотров страниц совершают 17% посетителей. А 10% смотрят от 20 до 50 страниц на сайте.
Демография пользователей показывает, что в Рунете наиболее активны мужчины от 25 до 34 лет.
А география пользователей показывает, что москвичи составляют четверть всех пользователей интернета в России.
Вообще статистика LI позволяет строить интересные корреляции. Например, москвичи составляют 27,2% всех пользователей Рунета, при этом они делаю 24,8% всех просмотров — т.е. меньше чем средний пользователь по стране. То ли времени у них не хватает, то ли знают что ищут.
В заключении можно сказать, что прежде чем продвигать сайт, нужно знать, хотя бы в среднем, для кого ты его делаешь, под какие поисковые системы двигаешь, на каких устройствах его будут смотреть.
И в этом может помочь старичок LI. Все данные, приведенные выше вы можете проверить и дополнить самостоятельно.
Желаю удачи в исследованиях.
Июн
2018
Об авторе:
DrMax. Занимаюсь аудитами, оценкой качества YMYL проектов и SEO сайтов более 20 лет. В настоящее время провожу аудиты и реанимирую трафик сайтов, восстанавливаю позиции в органической выдаче сайтов, помогаю снять алгоритмические и ручные штрафы Google. В портфолио - продвижение несколько десятков проектов как региональных частников, так и крупнейших мировых компаний. Владелец SEO блога Drmax.su. Автор 22 книг по продвижению и аудиту сайтов.