
Проводя многочисленные аудиты сайтов, за последний год стал отмечать все больше жалоб на то, что падает трафик с Google при практически неизменных позициях основных ключевых слов. Падение трафика за год около 50% — это очень серьезно для коммерческих или информационных сайтов. А такая ситуация отмечается на целом ряде мощных проектов. Народ недоумевает, хотя все довольно просто.
Исследование CTR
Если вы уверены в своих позициях, которые остаются неизменными или даже растут, при этом замечается падение трафика, тогда вам необходимо провести исследование вашего CTR.
Откройте Google Analytics, перейдите в «Источники трафика» — «Запросы» и сделайте отчет за последнюю неделю (чтобы немного сгладить и усреднить данные).

Теперь в правом верхнем углу идите в диапазон дат и выбирайте сравнение для начала с прошлым годом, а затем и с более отдаленными периодами.

Как правило, наблюдается падение CTR из года в год. При этом, даже рост отдельных позиций не приводит к пропорциональному росту трафика.
Давайте посмотрим в чем тут дело.
Неконкурентоспособный сниппет
Падение CTR возможно связано с падением конкурентоспособности сниппета в органической выдаче. Это связано с тем, что ваши конкуренты ведут работу по оптимизации сниппетов, а вы единожды прописав Title и Description более не заглядывали в них.
Бывает ситуация еще хуже, когда Title или Description не соответствует контенту или устарел. Например, вы год назад проводили какую то акцию по продаже какого то товара и забыли поменять данные на актуальные. И вот вы сидите с распродажами 2017 года в сниппете, хотя на дворе уже 2018 год. Все это вызывает подозрение пользователя и явно снижает CTR.
Проверку ваших сниппетов необходимо проводить с достаточной периодичностью. Равно как и анализ сниппетов конкурентов в органической выдаче.
Общее падение CTR в Google для всей выдачи
За последние годы наблюдается общее падение CTR в Google и, соответственно, трафика с позиций органики. Это связано как с засилием рекламных позиций, так и с выводом данных на нулевых позициях.
Сейчас мы с вами проведем очень важную проверку. Для этого переходим в SEMRush и активируем бесплатный 7 дневный период.
Далее идем в «Domain Analytics» — «Position» и смотрим ваш сайт. Обратите внимание на виджет, располагаемый справа от графика трафика — «SERP Features».

Этот виджет позволяет видеть, отображаются ли какие-либо специальные результаты в выдаче поисковой системы Google, по вашим ключевым словам.
Как мы видим, на сегодняшний день в выдаче по всем анализируемым запросам 20,21% из них сопровождается панелью знаний (Knowledge panel), 22,54% — результатами локальной выдачи (Local Pack), на 1,05% запросов выводится карусель и 64% запросов сопровождается изображениями (они в принципе не важны).
В целом, 43% запросов, по которым доминирует исследуемый сайт сопровождается не просто органической выдачей, а выдачей с разнообразными «улучшениями» от Google, которые оттягивают на себя практически весь трафик по этим запросам, так как занимают большую и лучшую часть экрана в органической выдаче.
При этом, анализируемый сайт практически не участвует ни в каких SERP Features (0.11% + 0.35%). Это говорит о том, что сайт не оптимизирован под выдачу в SERP Features и никакая работа по этой оптимизации не проводилась.
Нажав на любую ссылку из блока «Not linking to domain» можно увидеть запросы вашего сайта, в котором выводится тот или иной SERP Features.
Теперь делаем следующее.
На графике (синей линии), нажимаем одну из дат, желательно ровно год назад, чтобы сгладить «сезонность».

Далее, проверяем объем SERP Features в органической выдаче по вашим запросам. Как мы видим этот объем составляет примерно 38%. То есть за год, «замусоренность» разнообразными хитрыми выдачами в органике выросла на 5%. Причем, наверняка, по наиболее трафиковым ключам (смотрите и анализируйте ключи, расположенные ниже графика, при выборе одного из вида SERP Features).
Учитывая, что сайт никак не представлен в этих SERP Features, вот вам и закономерное падение трафика из за разительного снижения CTR по этим запросам.
Что тут можно сделать.
1. Упереться и продвигать «простые» ключи, где пока отсутствуют SERP Features.
Здесь (1) — выбираем расширенный фильтр, (2) — добавляем исключения, (3) отбор по SERP Features и (4),(5) — добавляем все типы из виджета.
В результате работы такого фильтра получаем «очищенные» ключи, где пока работает стандартная схема распределения CTR. Проверив эти ключи в Поисковой консоли — вы наверняка порадуетесь достаточно высоким CTR по ним. Эти ключи можно и нужно двигать в ТОП-1.
2. Необходимо занять свое место в SERP Features. Как это делается подробно расписано в SEO руководстве «SEO Монстр 2018«, повторяться нет смысла.
В любом случае, на сегодняшний день наблюдается общее снижение CTR в органической выдаче. Большинство кликов достается избранным результатам в SERP Features и есть большой смысл туда пролезть.
Резкое падение трафика при неизменных позициях
Если трафик очень резко упал с выдачи всех поисковых систем, при этом позиции остаются неизменными, то тут вероятны 2 возможности, которые мне встречаются при проведении аудитов.
Во-первых, вас могут просто взломать. Внедрить зловреда, который анализирует реффер и при переходе с поисковых систем перенаправляет трафик на свои площадки. При этом при прямом заходе (или повторном заходе из поисковых систем) все нормально.
Обнаруживается легко:
- Очистите все куки и кэш в браузере.
- Поищите свой сайт в выдаче поисковой системе по популярному запросу.
- Попробуйте перейти из выдачи на сайт.
- Повторите, начиная с п1. для других популярных запросов вашего сайта.
Если вы попадаете на свой сайт, а не на чужой, то все в порядке. Тогда посмотрите, а работает ли ваш сайт вообще, не переходят ли посетители на битые страницы.
И второй вариант, который мне недавно встретился — это блокировка Роскомнадзором IP шаред хостинга, где хостился сайт. Сосед по хостингу «влетел» под блокировку, что создало проблемы для всех иных сайтов с этим же IP.
Проверяется тоже довольно просто — смотрите ваш домен и ваш IP в реестре блокировок.
Таким образом, причин падения трафика может быть достаточно много. Нельзя только отслеживать позиции ключей, зачастую трафик зависит не только от них и сезонность, на что любят сваливать некоторые оптимизаторы, тут вовсе не причем.
Будьте здоровы.
P.S.
Если вы хотите, чтобы я побольше писал о реальных случаях, которые я наблюдаю во время аудита сайтов — пишите об этом в комментариях. Порой встречаются очень интересные пациенты, проблемы с которыми не поддаются никакому автоматизированному анализу и только ручные проверки «тонких» моментов позволяют выявить проблему.
P.P.S.
С днем SEO оптимизатора!
Май
2018
Об авторе:
DrMax. Занимаюсь аудитами, оценкой качества YMYL проектов и SEO сайтов более 20 лет. В настоящее время провожу аудиты и реанимирую трафик сайтов, восстанавливаю позиции в органической выдаче сайтов, помогаю снять алгоритмические и ручные штрафы Google. В портфолио - продвижение несколько десятков проектов как региональных частников, так и крупнейших мировых компаний. Владелец SEO блога Drmax.su. Автор 22 книг по продвижению и аудиту сайтов.