Mobile-First Index — убийца оптимизаторов от Google

Совсем скоро значительное число SEO оптимизаторов, долгое время продвигающие клиентские сайты, понесут заслуженную анальную кару от своих заказчиков. На наших глазах продолжается первый акт интереснейшего действия, который может отбросить далеко за ТОП мощнейшие сайты, десятилетиями просиживающими в ТОПе. И все это связано с постепенным разворачиванием Mobile-first индекса Google.

Итак, приступаем. 26 марта 2018 года Google заявил о поэтапном развертывании Mobile-First Index. Что это такое?

Индексирование Mobile-first означает, что Google будет использовать мобильную версию страниц сайта для индексирования и ранжирования. У них есть только один индекс, на основе которого вычисляются факторы ранжирования и строится органическая выдача поисковой системы. Если ранее индекс строился на основе десктопной версии сайта, то теперь будет строится на основе мобильной версии (если это возможно).

DrMax

Я поговорил со многими знакомыми оптимизаторами, как буржуйскими, так и нашими. Так вот, если у первых потихоньку вызревает паника и они судоржно принимают меры, то наши, доморощенные оптимизаторы, даже не чешутся.
«У нас же есть респонсивная (адаптивная) версия сайта. Там все красиво. Чего еще нужно?» — так мне ответили многие товарищи.

Ну что же, давайте посмотрим чем это грозит подавляющему большинству сайтов.

Смерть части ссылок

Как ни крути, ссылочное — это важнейший фактор ранжирования на сегодняшний день. Если сайты массово потеряют ссылочное, то это, безусловно, скажется на их позициях в поисковой выдаче.

Теперь данные свежего исследования от MOZ. При внедрении Mobile-first индекса — вы потеряете более 60% ссылок.

Это связано как с организацией мобильных версий страниц, так и с особенностями обхода пауками (краулерами) мобильной версии сайта. Ну например организация архива в виде «ленивой загрузки» (lazzy loading) может привести к тому, что часть материалов выпадет из индекса или никогда не проиндексируется, даже, не смотря на карту сайта. Если она и проиндексируется, то из-за отсутствия ссылок (кроме карты сайта), вес страницы будет минимальным, соответственно, передаваемый ссылкой вес будет стремиться к нулю.

Особенно попадут под удар старые ссылки, наиболее жирные, позволяющие быть в ТОПах годами, не смотря на все изменения ранжирования.

Кроме того, мобильная версия сайтов и десктопная различаются и меню и перелинковкой. Произойдет сильнейшая переоценка весов внутренних страниц, соответственно, снизится вес внешней ссылки, отдаваемой донором. Опять таки, здесь более всего пострадают старые ссылки.

Из -за ошибок в мобильных версиях сайтов, которые большинство толком не оттестировали, только натянув адаптивный шаблон, многие страницы мобильной версии сайта, даже в случае их индексации, не получат никакого веса и выпадут (скорее всего) из выдачи.

Утерянные ссылки в результате внедрения Mobile-first индекса

Здесь оранжевый цвет — уникальные ссылки для десктопной версии, синий — уникальные внешние для мобильных версий страниц, серые — общие для обеих версий.

Исследование проведено на основании выборки и анализа мобильных и десктопных версий 20000 произвольно выбранных сайтов.

Как мы видим, по данным исследования, в мобильной версии сайтов было утеряно 63% внешних ссылок.

Как вы думаете, при глобальном переходе на Mobile-first индекс это скажется на ранжировании? Или беспокоиться не о чем?

Скорость рулит

Уже с июля этого года, скорость работы сайта станет официальным фактором ранжирования. Все это так-же связано с внедрением Mobile-first индекса. Выигрывать будут быстрые, оптимизированные сайты, использующие SSL сертификаты и работающие на протоколе HTTP/2.

Кроме непосредственного влияния этого фактора на ваш сайт (а вы уже внедрили все рекомендации Google по оптимизации скорости работы?), это скажется на массе сайтов, которые и не подумают ничего подобного внедрять. Как правило это старые сайты, ссылки с которых до сего дня имели хороший вес. Теперь, из за падения их рейтинга, их положение в органике ухудшиться, что приведет к снижению их траста.

Таким образом, если вы имеете ссылки на старых сайтах, которые не будут оптимизировать скорость работы, то вес их значительно упадет. И все это добавиться к тем 63% ссылок, которые просто не будут учитываться.

Как вы думаете, стоит ли заняться оптимизацией своего сайта и увеличить его скорость?

Уже сегодня в некоторых темах я вижу появление в ТОПе прямо говоря говносайты, но использующие CDN и массу дешевых, но свежих ссылок. Хоть их быстро вычищают, но можно уже предположить,как в самом ближайшем будущем будет перераспределен ТОП.

За что еще будут наказаны оптимизаторы

Внедрение Mobile-first индекса принесет еще море горя оптимизаторам.
Ну например, есть три варианта организации мобильной версии сайта, один из которых на поддомене. Исторически это m.site.ru/. Вот эти то товарищи хапнут проблем.

Во-первых пока непонятно, будет ли Google считать мобильную версию m.site.ru за основную для site.ru, будет ли он пихать его в кэш или это два отдельных сайта (что вроде бы логично). Тогда для основного сайта не будет мобильного кэша, траст такого сайта упадет. Или как быть с каноническими страницами. Какие из них теперь важнее мобильные или десктопные.

Во-вторых, качество ссылок с таких сайтов неизбежно рухнет. А это, как правило, старые и трастовые сайты, внедрившие мобильные версии одними из первых. И если ссылки с них были раньше предел мечтаний, то теперь они обесценятся.

В третьих и для самих владельцев таких сайтов тоже наступит горе. Если Google признает главной страницу  m.site.ru и на основе её будет рассчитывать факторы ранжирования, то ссылочное на эти  m.site.ru будет практически нулевым. Следовательно, им придется начинать все продвижение с самого начала.

Если главным и кэшируемым будет  site.ru, то ждите санкций за отсутствие мобильной версии и адаптации под мобильный.

Повезло владельцам адаптивных сайтов — им не придется решать вышеуказанные проблемы. У них будут свои.

Ну например отсутствие SSL сертификата. Как вы знаете уже летом все сайты без него будут помечаться в браузере как ненадежные и ранжирование этих сайтов будет на порядок хуже (см например статью Голосовой поиск и SEO оптимизация сайта под него в 2018 году).

Или скорость сайта. Сможет ли ваш сайт побороться с AMP страницами, которые загружаются за доли секунды?

Неверно выстроенная линкбилдинг стратегия, ориентация на неверные факторы ранжирования — все это с введением Mobile-First индекса приведет к сильным тряскам в органической выдаче.

Совсем скоро мы увидим как рухнут позиции старых сайтов и на их место выйдут новые, молодые, оптимизированные проекты, отвечающие требованиям по качеству поисковых систем.

Кто виноват и что же делать?

Google призывает нас не паниковать — мол изменения в индексе будут незначительными. Действительно, с точки зрения поисковых систем общая просадка ссылочного, в среднем, должно повлиять одинаково на все сайты. Но вам то не будет легче, если ваш сайт улетит даже за ТОП 10.

Советы весьма просты:

  1. Изучайте факторы ранжирования в органике, в Local Pack (местной выдаче), оптимизируйте сайт под них.
  2. Увеличивайте скорость работы сайта. Проверьте как работает ваша мобильная версия, оптимизируйте robots.txt под него.
  3. Проверьте доступность всех важных мобильных страниц. Проанализируйте как распределяется перелинковка в мобильной версии сайта. Устраните ошибки работы сайта
  4. Начинайте линкбилдинг — компанию. Обращайте внимание не только на требования к донорам по качеству, но и на наличие и оптимизацию мобильной версии сайта.

Еще больше подробностей я планирую выложить в виде цикла статей по отдельным приемам оптимизации мобильной версии сайта. Есть и учебник, который я недавно написал, по работе с мобильными сайтами.

А что делаете Вы для подготовки к Mobile-first индексу ? Поделитесь в комментариях.

Mobile-First Index - убийца оптимизаторов от Google
9

Об авторе:

DrMax. Занимаюсь аудитами, оценкой качества YMYL проектов и SEO сайтов более 20 лет. В настоящее время провожу аудиты и реанимирую трафик сайтов, восстанавливаю позиции в органической выдаче сайтов, помогаю снять алгоритмические и ручные штрафы Google. В портфолио - продвижение несколько десятков проектов как региональных частников, так и крупнейших мировых компаний. Владелец SEO блога Drmax.su. Автор 22 книг по продвижению и аудиту сайтов.
  Посмотрите еще

Комментарии

  1. Блог Александра Гаврина  25 апреля, 2018

    Да, работки предстоит не мало=)) Как все меняется быстро, только все настроишь, а тут на тебе новое ранжирование мобильное, и потом к нему уже голосовое ранжирование приходит. Весело не соскучишься=))

    ответ
    • Иван Доброславин  29 мая, 2018

      IKEA сменяет руководство, а с ней и стратегию, в том числе планирование, которое будет теперь не на 5-10 лет, а на 3. А всё потому, что в обществе всё очень быстро меняется 🙂

      Насколько я помню про «мобильность» сайтов говорится уже очень давно, просто настал черёд решительных действий, которые ТОПовая поисковая компания и примет.

      ответ
  2. Илья  1 мая, 2018

    Напишите пару строк про новый алКоритм Шмяндекса, из за которого половина Рунета легла под фильтр

    ответ
    • DrMax  4 мая, 2018

      Илья, да что тут говорить — денег они хотят. Денег, деньжищ и рыдают просто, когда товарищи на своих сайтах не юзают ихнюю РСЯ или как там её, а пользуют адсенс или прямую рекламу партнерок.
      Все это уже проходили — пару лет назад Гугл аналогичный фильтр выкатил за переспам рекламой, эти (Яндекс), как всегда, с 2-3 летней задержкой повторяют все за Гуглом.
      Что делать? Снимать рекламу с сайта и подавать на пересмотр. Вон Аня где-то ссылку нарыла по этой проблеме http://blog.admitad.com/?p=13426

      Если говорить в целом о бизнесе, то нужно диверсифицировать доходы свои, заниматься не только информационниками с адсенсом/директом, но и чем то иным, например прямой рекламой партнерок. Такая реклама менее агрессивна и хорошо встраивается в контент.

      В заключении могу сказать, что я уже нераз говорил о Яндексе — была бы их воля, они бы полностью избавились от органики в выдаче и формировали бы её (выдачу) только за счет проплаты.

      Кроме того, Яндекс ждет невеселое будущее. Его доля присутствия постоянно снижается, а в мобильной выдаче (где более половины запросов уже) — практически равна нулю. Отсюда и всякие попытки по-быстрому срубить бабки на всем, ибо через 2-3 года присутствие Яндекса станет незначительным и лет через 5 мы будем наблюдать как его будут продавать/реорганизовывать и пр.

      Правда все это произойдет только в том случае, если цензура наша совковая, кондовая, не зарежет Гугл, как это сейчас и происходит в ситуации с Телеграммом.

      ответ
  3. Владимир  4 мая, 2018

    в рунете ссылки очень сильно покосило уже. теперь ясно, откуда ноги) статью на моз не видел до этого

    ответ
  4. Анатолий  8 мая, 2018

    Спасибо, хорошая статья. Только сейчас разобрался что к чему после прочтения.

    ответ
  5. Иван Доброславин  29 мая, 2018

    Доктор Макс, отличная статья, читается восхитительно. Чувствуется, что Вы давно хотели вскоре вводимых мер 🙂

    1. «Сможет ли ваш сайт побороться с AMP страницами, которые загружаются за доли секунды?» Дак а с кем бороться, если у подавляющего большинства, если не сказать «у всех», не применены такие фишки?

    2. Для мобильных версий сайтов нужен только SSL и сжатые js и css-файлы по сути…

    ответ
  6. Иван  5 апреля, 2019

    На дворе май 2019г, введён mobile sirst, будет ли обновление статьи о том, какие проблемы ПРИНЁС новый алгоритм?

    ответ
    • DrMax  6 апреля, 2019

      Иван, пока не будет, сейчас занят статьей про Florida-2. Ну а насчет проблем — как минимум, снижение рейтинга из за отсутствия мобильной версии. Там очень много переплетено и пользовательский опыт ухудшается и отскоки увеличиваются и поведенческое очень плохое и пр.

      Ну а насчет именно Mobile First индекса и проблем от него — посмотрим, может руки и дойдут до анализа.

      ответ

Добавить комментарий