Совсем скоро значительное число SEO оптимизаторов, долгое время продвигающие клиентские сайты, понесут заслуженную анальную кару от своих заказчиков. На наших глазах продолжается первый акт интереснейшего действия, который может отбросить далеко за ТОП мощнейшие сайты, десятилетиями просиживающими в ТОПе. И все это связано с постепенным разворачиванием Mobile-first индекса Google.
Итак, приступаем. 26 марта 2018 года Google заявил о поэтапном развертывании Mobile-First Index. Что это такое?
Индексирование Mobile-first означает, что Google будет использовать мобильную версию страниц сайта для индексирования и ранжирования. У них есть только один индекс, на основе которого вычисляются факторы ранжирования и строится органическая выдача поисковой системы. Если ранее индекс строился на основе десктопной версии сайта, то теперь будет строится на основе мобильной версии (если это возможно).
Я поговорил со многими знакомыми оптимизаторами, как буржуйскими, так и нашими. Так вот, если у первых потихоньку вызревает паника и они судоржно принимают меры, то наши, доморощенные оптимизаторы, даже не чешутся.
«У нас же есть респонсивная (адаптивная) версия сайта. Там все красиво. Чего еще нужно?» — так мне ответили многие товарищи.
Ну что же, давайте посмотрим чем это грозит подавляющему большинству сайтов.
Смерть части ссылок
Как ни крути, ссылочное — это важнейший фактор ранжирования на сегодняшний день. Если сайты массово потеряют ссылочное, то это, безусловно, скажется на их позициях в поисковой выдаче.
Теперь данные свежего исследования от MOZ. При внедрении Mobile-first индекса — вы потеряете более 60% ссылок.
Это связано как с организацией мобильных версий страниц, так и с особенностями обхода пауками (краулерами) мобильной версии сайта. Ну например организация архива в виде «ленивой загрузки» (lazzy loading) может привести к тому, что часть материалов выпадет из индекса или никогда не проиндексируется, даже, не смотря на карту сайта. Если она и проиндексируется, то из-за отсутствия ссылок (кроме карты сайта), вес страницы будет минимальным, соответственно, передаваемый ссылкой вес будет стремиться к нулю.
Особенно попадут под удар старые ссылки, наиболее жирные, позволяющие быть в ТОПах годами, не смотря на все изменения ранжирования.
Кроме того, мобильная версия сайтов и десктопная различаются и меню и перелинковкой. Произойдет сильнейшая переоценка весов внутренних страниц, соответственно, снизится вес внешней ссылки, отдаваемой донором. Опять таки, здесь более всего пострадают старые ссылки.
Из -за ошибок в мобильных версиях сайтов, которые большинство толком не оттестировали, только натянув адаптивный шаблон, многие страницы мобильной версии сайта, даже в случае их индексации, не получат никакого веса и выпадут (скорее всего) из выдачи.
Здесь оранжевый цвет — уникальные ссылки для десктопной версии, синий — уникальные внешние для мобильных версий страниц, серые — общие для обеих версий.
Исследование проведено на основании выборки и анализа мобильных и десктопных версий 20000 произвольно выбранных сайтов.
Как мы видим, по данным исследования, в мобильной версии сайтов было утеряно 63% внешних ссылок.
Как вы думаете, при глобальном переходе на Mobile-first индекс это скажется на ранжировании? Или беспокоиться не о чем?
Скорость рулит
Уже с июля этого года, скорость работы сайта станет официальным фактором ранжирования. Все это так-же связано с внедрением Mobile-first индекса. Выигрывать будут быстрые, оптимизированные сайты, использующие SSL сертификаты и работающие на протоколе HTTP/2.
Кроме непосредственного влияния этого фактора на ваш сайт (а вы уже внедрили все рекомендации Google по оптимизации скорости работы?), это скажется на массе сайтов, которые и не подумают ничего подобного внедрять. Как правило это старые сайты, ссылки с которых до сего дня имели хороший вес. Теперь, из за падения их рейтинга, их положение в органике ухудшиться, что приведет к снижению их траста.
Таким образом, если вы имеете ссылки на старых сайтах, которые не будут оптимизировать скорость работы, то вес их значительно упадет. И все это добавиться к тем 63% ссылок, которые просто не будут учитываться.
Как вы думаете, стоит ли заняться оптимизацией своего сайта и увеличить его скорость?
Уже сегодня в некоторых темах я вижу появление в ТОПе прямо говоря говносайты, но использующие CDN и массу дешевых, но свежих ссылок. Хоть их быстро вычищают, но можно уже предположить,как в самом ближайшем будущем будет перераспределен ТОП.
За что еще будут наказаны оптимизаторы
Внедрение Mobile-first индекса принесет еще море горя оптимизаторам.
Ну например, есть три варианта организации мобильной версии сайта, один из которых на поддомене. Исторически это m.site.ru/. Вот эти то товарищи хапнут проблем.
Во-первых пока непонятно, будет ли Google считать мобильную версию m.site.ru за основную для site.ru, будет ли он пихать его в кэш или это два отдельных сайта (что вроде бы логично). Тогда для основного сайта не будет мобильного кэша, траст такого сайта упадет. Или как быть с каноническими страницами. Какие из них теперь важнее мобильные или десктопные.
Во-вторых, качество ссылок с таких сайтов неизбежно рухнет. А это, как правило, старые и трастовые сайты, внедрившие мобильные версии одними из первых. И если ссылки с них были раньше предел мечтаний, то теперь они обесценятся.
В третьих и для самих владельцев таких сайтов тоже наступит горе. Если Google признает главной страницу m.site.ru и на основе её будет рассчитывать факторы ранжирования, то ссылочное на эти m.site.ru будет практически нулевым. Следовательно, им придется начинать все продвижение с самого начала.
Если главным и кэшируемым будет site.ru, то ждите санкций за отсутствие мобильной версии и адаптации под мобильный.
Повезло владельцам адаптивных сайтов — им не придется решать вышеуказанные проблемы. У них будут свои.
Ну например отсутствие SSL сертификата. Как вы знаете уже летом все сайты без него будут помечаться в браузере как ненадежные и ранжирование этих сайтов будет на порядок хуже (см например статью Голосовой поиск и SEO оптимизация сайта под него в 2018 году).
Или скорость сайта. Сможет ли ваш сайт побороться с AMP страницами, которые загружаются за доли секунды?
Неверно выстроенная линкбилдинг стратегия, ориентация на неверные факторы ранжирования — все это с введением Mobile-First индекса приведет к сильным тряскам в органической выдаче.
Совсем скоро мы увидим как рухнут позиции старых сайтов и на их место выйдут новые, молодые, оптимизированные проекты, отвечающие требованиям по качеству поисковых систем.
Кто виноват и что же делать?
Google призывает нас не паниковать — мол изменения в индексе будут незначительными. Действительно, с точки зрения поисковых систем общая просадка ссылочного, в среднем, должно повлиять одинаково на все сайты. Но вам то не будет легче, если ваш сайт улетит даже за ТОП 10.
Советы весьма просты:
- Изучайте факторы ранжирования в органике, в Local Pack (местной выдаче), оптимизируйте сайт под них.
- Увеличивайте скорость работы сайта. Проверьте как работает ваша мобильная версия, оптимизируйте robots.txt под него.
- Проверьте доступность всех важных мобильных страниц. Проанализируйте как распределяется перелинковка в мобильной версии сайта. Устраните ошибки работы сайта
- Начинайте линкбилдинг — компанию. Обращайте внимание не только на требования к донорам по качеству, но и на наличие и оптимизацию мобильной версии сайта.
Еще больше подробностей я планирую выложить в виде цикла статей по отдельным приемам оптимизации мобильной версии сайта. Есть и учебник, который я недавно написал, по работе с мобильными сайтами.
А что делаете Вы для подготовки к Mobile-first индексу ? Поделитесь в комментариях.
Апр
2018
Об авторе:
DrMax. Занимаюсь аудитами, оценкой качества YMYL проектов и SEO сайтов более 20 лет. В настоящее время провожу аудиты и реанимирую трафик сайтов, восстанавливаю позиции в органической выдаче сайтов, помогаю снять алгоритмические и ручные штрафы Google. В портфолио - продвижение несколько десятков проектов как региональных частников, так и крупнейших мировых компаний. Владелец SEO блога Drmax.su. Автор 22 книг по продвижению и аудиту сайтов.