Сегодня мы поговорим с Вами о ЧПУ. Казалось бы все опытные оптимизаторы знают, что ЧПУ это хорошо, а его отсутствие — плохо. Безусловно это так. Но как правильно его формировать? Мы не будем рассматривать всякие структуры ЧПУ, что лучше делать рубрики и подрубрики плюс урл или просто домен/урл с html на конце — это все не интересно и разжевано сотни раз. Мы изучим кое что другое. Статья будет полезна всем, кто не использует «хлебные крошки» в выдаче поисковых систем.
Почему-то у отечественных оптимизаторов о считается, что ЧПУ — это фишка предназначенная для людей. На деле же ЧПУ — это языковая калька с SEFU (Search Engine Friendly URLs) и в первую очередь эта штука нужна для поисковых систем, а уж потом для человека. Действительно, в выдаче мы смотрим первым делом на заголовок и сниппет, а уж на урл мы смотрим в последнюю очередь. И мы явно не будем читать урл в транслитерации и переводить его на доступный язык. Но все же ЧПУ играет 2 важнейшие роли:
- повышает CTR сниппета при условии совпадения запроса и части урла, которая подсвечивается
- служит дополнительным местом для размещения нужных ключевых слов
Приступаем к анализу
Разберемся с первым пунктом. Пусть наш запрос «Лучший игровой ноутбук 2016». Для примера разберем слово «игровой». Смотрим выдачу в Яндексе. В случае с использованием кириллицы — все просто прекрасно:
Выводы по первой части
Как я Вам показал, прямая транслитерация названия страницы в ЧПУ, по меньшей мере, — не полезна. Без проведения исследования в поисковых системах, доверять построение ЧПУ разным автоматическим плагинам — неверное решение. Вы своими руками снижаете CTR сниппета, вместо того чтобы потратить 2-3 минуты на поиски правильного варианта.
В приведенном примере, я думаю, урл должен выглядеть как то так:
site.ru/game-notebook-lychij-igrovoj-nout-2016.html/
Правда необходимо проверить все остальные слова этого запроса. В этом случае в поисковой выдаче вы будете подсвечивать свои слова и, возможно, увеличите CTR сниппета.
Что касается дополнительных ключей в урле. Я считаю что необходимо добавлять расширяющие ключи в урл, которые могут принести хороший трафик. Давайте посмотрим на приведенном выше примере «Лучший игровой ноутбук 2016». Смотрим в Вордстате:
Урл можно расширить словами «самый«, «года» и «бюджетный» , получаем что то вроде такого урла «самый бюджетный и лучший игровой ноутбук 2016 года», что в транслитерации нам даст «samyy byudzhetnyy i luchshiy igrovoy noutbuk 2016 goda» . Добавляем заготовку для Гугла «game notebook«, выкидываем всякие союзы и прочие стоп-слова и получаем урл:
http://site.ru/game-notebook-samyy-byudzhetnyy-luchshiy-igrovoy-noutbuk-2016-goda.html
Далее проверяем длину получившейся конструкции (86 знаков). В среднем нужно использовать 77-80 знаков, не более, Вернее 430 пикселей для Гугла, которые получаются при выводе урла. Но у нас в примере http://, а не https://, поэтому в Гугле выводится будет 79 знаков:
site.ru/game-notebook-samyy-byudzhetnyy-luchshiy-igrovoy-noutbuk-2016-goda.html
Ранее рекомендовалось не использовать более 5 слов в ЧПУ, якобы можно получить некоторую пенализацию за спамность. Но наблюдая выдачу, понимаешь, что разговоры о штрафах, мягко говоря, беспочвенны. Постарайтесь придерживаться правила 80 знаков и все будет в порядке.
Вместо заключения
На самом деле, вышеприведенный урл далек от совершенства. Наиболее значимые слова надо ставить поближе к имени домена, а экспрессивные слова, наподобие «лучший» и «самый» — не использовать, ибо толку от них нет, а длину урла они увеличивают. Необходимо более тщательно подойти к исследованию ключей.
Кстати, не бросайтесь переделывать свои ЧПУ, ибо погрязнете в куче 301 редиректов, которые придется ставить для переноса страниц. Оно это не нужно. Оптимизацией ЧПУ нужно заниматься на стадии проектирования сайта. Сейчас Вы можете просто добавлять новые материалы, правильно выстраивая свой ЧПУ. И как мне кажется, ЧПУ нужно больше для роботов ПС, а забота о людях — это все же использование «хлебных крошек», которые заменяют в выдаче урл.
Почитать про ЧПУ можно еще в моем старом руководстве «SEO Монстр 2013», начиная с 91 страницы. Скачайте себе его для ознакомления со страницы загрузки. Но помните, что многие положения руководства устарели.
С удовольствием обсужу ваши идеи по материалу в комментариях.
Ноя
2016
Об авторе:
DrMax. Занимаюсь аудитами, оценкой качества YMYL проектов и SEO сайтов более 20 лет. В настоящее время провожу аудиты и реанимирую трафик сайтов, восстанавливаю позиции в органической выдаче сайтов, помогаю снять алгоритмические и ручные штрафы Google. В портфолио - продвижение несколько десятков проектов как региональных частников, так и крупнейших мировых компаний. Владелец SEO блога Drmax.su. Автор 22 книг по продвижению и аудиту сайтов.